Столица: Симферополь
Крупнейшие города: Севастополь, Симферополь, Керчь, Евпатория, Ялта
Территория: 26,2 тыс. км2
Население: 1 977 000 (2005)
Крымовед
Путеводитель по Крыму
Новости
История Крыма
Въезд и транспорт
Курортные регионы
Пляжи Крыма
Аквапарки
Достопримечательности
Крым среди чудес Украины
Крымская кухня
Виноделие Крыма
Крым запечатлённый...
Вебкамеры и панорамы Карты и схемы Библиотека Магазин Ссылки Статьи Гостевая книга
Группа ВКонтакте:

Интересные факты о Крыме:

В 15 миллионов рублей обошлось казне путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Эта поездка стала самой дорогой в истории полуострова. Лучшие живописцы России украшали города, усадьбы и даже дома в деревнях, через которые проходил путь царицы. Для путешествия потребовалось более 10 тысяч лошадей и более 5 тысяч извозчиков.

Главная страница » Библиотека » В.Л. Мыц. «Каффа и Феодоро в XV в. Контакты и конфликты»

2.2.3. Крымский улус Золотой Орды в 20-х гг. XV в.

Сложный политический фон в Северном Причерноморье и Таврике создавала не прекращавшаяся борьба за ханский престол в Золотой Орде. После гибели Едигея в 1419 г. за правителями Орды практически оставалась только западная часть Улуса Джучи, располагавшаяся между Днепром и Волгой. Весной (вероятнее всего в апреле) 1426 г. при поддержке оппозиционно настроенных беков Крымского улуса ханом был провозглашен Давлет-Берди, вступивший в соперничество с Улу-Мухаммедом.

Массарии Каффы выплачивают новому «императору татар» значительную сумму для того, чтобы он не препятствовал поставкам продовольствия в город («<...> datis Odolat Birdi imperatori tartarorum eo que non permitebat defferi Caffam victualia») [Jorga, 1899, p. 56; Musso, 1965, p. 232]1. Из приведенного текста источника видно, что магистраты Каффы стремились в этот момент всячески избегать обострений в отношениях с любым из ордынских ханов, и поэтому делали подобные «подношения».

М. Стрыйковский считал, что своим появлением в Крыму и провозглашением ханом Давлет-Берди был обязан Витовту, и поэтому со свойственной ему уверенностью исследователь писал: «<...> перекопским татарам Витовт дал <...> на царство Керкильска <...> Давлет-Бердия» [Streikowski, 1846, II, p. 175]2

Но этому явно противоречит документ, содержащийся в «Codex Epistolaris Vitoldi», где помещено рекомендательное письмо настоятеля францисканского монастыря Оuanissi (написано в Каффе 2 мая 1426 г.) к Витовту. В нем сообщается: «Император (Давлет-Берди — В.М.) вступил в Солхат и, пребывая в нем, просит вашей милости; он рассказывал мне, что он никогда не был врагом вашим и не имел причин враждовать с вами. Рассказывают, что он хочет мирно управлять государством без вражды, желает установить торговые связи с вами, как он установил с сарацинами. Мы надеемся, что с вашей стороны могут быть установлены добрые отношения с Давлет-Берди так же, как он установил с сарацинами. По татарскому обычаю он хотел бы прочно держаться братских торговых связей, о чем просит вашей милости <...>» [Codex Vitoldi, 1882 (1965), p. 721].

Во второй части своего послания Ouanissi сообщает, что письмо от Давлет-Берди доставит сарацин Ибрагим (Ibrayny Sarracenus), который будет сопровождать к Витовту «могущественного господина татар — Хаджи (magnificencie sicut Нессоуа, Tertarum dominus), пожертвовавшего мне 1000 аспров...». В завершение францисканский монах просит любезно принять и задержать у себя (посланцев хана) до его возвращения с более подробным докладом [Codex Vitoldi, 1882 (1965), p. 721]3.

Приведенный отрывок скорее свидетельствует о том, что Давлет-Берди не являлся ставленником Витовта, как, например, Улу-Мухаммед. Иначе ему не было бы необходимости в таком тоне обращаться к великому князю [Сафаргалиев, 1996, с. 484]. Однако еще М.С. Грушевский указывал на сложность и «многоплановость» отношений Витовта с претендентами на ордынский престол в 20-е гг. XV в. Среди них был и Давлет-Берди [Грушевский, 1993, IV, с. 316—318].

Особый интерес в данном письме представляет упоминание «могущественного господина татар». Если имя угадывается мной правильно, и под искаженным латинским «Heccoya» скрывается «Хаджи», то перед нами одно из наиболее ранних упоминаний Хаджи-Гирея, находившегося рядом со своим дядей Давлет-Берди в момент его восшествия на престол в Крымском улусе, а затем отправленного к Витовту с рекомендательным письмом.

Будучи провозглашенным в Крыму ханом, Давлет-Берди сразу же предпринимает меры по установлению дипломатических и торговых отношений с генуэзцами и «сарацинами», направляя султану Египта послание, наполненное любезностями и витиеватыми выражениями. Так об этом рассказывает в своей летописи Бедреддин Элайни (1361—1451 гг.): «В месяце джумадиеввиле 830 года (март 1427 г.) прибыло письмо от завладевшего Крымом (имеется ввиду г. Крым-Солхат — В.М.) лица, по имени Давлет-Берди <...> Привозивший [это] письмо сообщил, что в землях Дештских большая неурядица, и что три царя оспаривают царство друг у друга. Один из них, по имени Давлет-Берди, овладел Крымом и прилегающими к нему краями, другой — Мухаммед-хан — завладел Сараем и принадлежащими к нему землями, а третий, по имени Борак, занял земли, граничащие с землями Тимурленк» [Тизенгаузен, 1941, с. 61].

Вступившему в борьбу с Улу-Мухаммедом Давлету-Берди удалось расширить свои владения до Хаджи-Тархана (Астрахани). Здесь в 831 г. х. (22 октября 1427 — 10 октября 1428 гг.) чеканились монеты с его именем [Френ, 1838, с. 35; Марков, 1896, с. 503] (вероятно, на этом основании А.Г. Еманов называет Давлет-Берди «астраханским ханом» [Еманов, 1995, с. 140]).

Следует заметить, что монеты этого правителя Орды встречаются довольно редко и в небольшом количестве в составе кладов XV в. (в одном случае даже начала XVII в.)4. Малочисленность монет Давлет-Берди указывает на относительную кратковременность его правления5.

Данное предположение подтверждается и материалами письменных источников. Так, 14 марта 1428 г. Улу-Мухаммед из Азака отправляет письмо турецкому султану Мураду II (1421—1451 гг.), извещая его о своих успехах в «овладении государством» [Сафаргалиев, 1996, с. 486]. Элайни отмечает, что «в 832 г. х. (11 октября 1428 — 29 сентября 1429 гг.) <...> государем Крыма и прилегающих к нему земель был Мудаммед-хан <...> 21 апреля 1429 г. от него прибыли послы» [Тизенгаузен, 1884, с. 534].

По-видимому, к концу 1428 — началу 1429 г. Улу-Мухаммеду удалось подчинить своей власти территорию, расположенную между Волгой и Днепром. Об этом также позволяет судить и фрагмент из письма Витовта Ливонскому ордену (отправлено 9 сентября 1429 г.). В нем делается акцент на событиях, происходивших в Орде: «Царь Махмет, наш друг, писал нам, что он владеет теперь всем царством и Ордой и через посла своего предложил нам прочный союз <...>» [Codex Vitoldi, 1882 (1965), p. 866].

Столкновения, почти непрерывно происходившие в конце XIV — первой трети XV вв. в Золотой Орде, вынуждали потерпевших поражение претендентов и их сторонников искать убежища на территориях, находившихся вне власти правящих ханов. Это зачастую вызывало миграции родов и орд. Они уходили на правый берег Днепра и в Литву или к великому князю Московскому. Например, тот же Витовт писал: «К нам прибыло бесчисленное множество татар из пределов Киева, которые устали от войны <...> и просят дружественного приюта с нашей стороны» [Codex Vitoldi, 1882 (1965), p. 759]. По сведениям анонимного автора «Истории польских татар» (написана около 1558 г.), к концу правления Витовта (октябрь 1430 г.) в Литве находилось до 40 тыс. татар-воинов вместе со своими семьями [Мухлинский, 1857, с. 10].

Примечания

1. А.Г. Еманов ошибочно датирует это событие 1423 г., полагая, что время правления Давлет-Берди относится к 1420—1424 гг. [Еманов, 1995, с. 108, 137, 140, 150, 154]. В.А. Сидоренко, ссылаясь на монетные номиналы с именем этого хана, время правления Давлет-Берди определяет в хронологических пределах 1427—1428 гг. [Сидоренко, 2003, с. 159], что также не соответствует свидетельствам письменных источников.

2. В.А. Сидоренко, поддерживая ошибочно-тенденциозный анахронизм из «Кроники» М. Стрыйковского, искажает текст источника: «По свидетельству польско-литовских летописей, литовский великий князь Витовт даровал в ханы перекопским (крымским) татарам Девлет-Гирея» [Сидоренко, 2003, с. 159].

3. «Magnifice et excele domine cum humili ac suplici recomendacione. Ex parte mei Ouanissii de sancto Francisco humillis servitoris vestry notificando ut Daulatberdi imperator intravit in Sulchati et in hac habitat semper vestram implorando graciam; et michi narrando ipsum ad mortem precessum fuisse, alias vobis contrarium fecisse et illud non causa sui fuit sed malorum virorum tunc secum existencium. Cui rogat et suplicat cum cordis amaritudine, ut magnifcenciam vestram, quis humilarum poterit, semper nobis narrando quod in magno pacifico gubernat civitatem nostram; quia speramus quod de bene in melius faciet. Noscat vestra magnificencia sicut Ibrayny Sarracenus exparte vestre magnificencie quondam appresentavit litteram exparte vestri Doulatberdi, vigore cuius ipsum Ibraynum liberum et expeditum ab omni vinculo avariorum voluit tractare. Notum fiat prelibate magnifcencie sicut Нессоуа, Tertarum dominus, a me habuit asperos mille pro resto racionis quod michi tenebatur; ipsos dignemini et rogo accipere faciatis, astent apud vos usque meum aventum quis spero cito mediante gracia dei ad vestrum conspectum pervinire. Date Caffis MCCCCXXVI. die secunda mensis madii (sic.)

Totus vester hummilis servitor Ouanissius de sancto Francisco cum omni recomendacione» [Codex Vitoldi, 1882 (1965), p. 721].

4. В свое время Ю.Г. Федоровым-Давыдовым были собраны сведения о пяти кладах, в которых находились монеты Давлет-Берди: в селении Большой Шикши-Оляуз Мамадышского уезда в 1895 г. обнаружено 326 серебряных монет и 3 обломка, среди них находилось 2 монеты Давлет-Берди, чеканенных в 831 г. х. в Хаджи-Тархане; г. Казань, 1893 г. — клад из 595 серебряных монет — 1 монета Давлет-Берди, битая в Хаджи-Тархане, год (?): с. Китаевка Тульского уезда, клад 1890 г. общим весом 24 кг серебряных монет и слитков (В.Г. Тизенгаузеном определено 1714 монет) — 1 монета Давлет-Берди (город и год?); г. Феодосия, в кладе находилось 11 тыс. монет (В.С. Муралевичем определено 2000 монет), сгруппированных в четыре скопления, во втором из них присутствовали и монеты Давлет-Берди (количество не указано) [Федоров-Давыдов, 1960, с. 167, 168, 174, 177, 179—180, № № 189, 195, 219, 238а, 255]. Кроме того, в известных публикациях отмечена единичная находка (1898 г.) из Аккерманского уезда — аспра Каффы с именем Давлет-Берди [Еманов, 1995, с. 154]. Две монеты (татаро-генуэзские аспры) обнаружены в ходе исследования башни «Барнабо Грилло» крепости Чембало: на л. с. помещен герб Генуи (равноконечный крест) в точечном ободке с латинской надписью (+O+M+C...CA[FFA], т. е. «Officium monete civitas Caffa») расположенный по кругу; о. с. — джучидская тамга сточкой в круге и арабская надпись: «Султан правосудный [Давлет-Берди хан]» [Адаксина, Кирилко, Мыц, 2003, с. 21, 29, №№ 53, 56].

5. Вполне вероятно, что их количество будет увеличено за счет новых публикаций, но это не значительно изменит соотношение с номиналами других правителей Орды XV в.

 
 
Яндекс.Метрика © 2019 «Крымовед — путеводитель по Крыму». Главная О проекте Карта сайта Обратная связь