Столица: Симферополь
Крупнейшие города: Севастополь, Симферополь, Керчь, Евпатория, Ялта
Территория: 26,2 тыс. км2
Население: 1 977 000 (2005)
Крымовед
Путеводитель по Крыму
Новости
История Крыма
Въезд и транспорт
Курортные регионы
Пляжи Крыма
Аквапарки
Достопримечательности
Крым среди чудес Украины
Крымская кухня
Виноделие Крыма
Крым запечатлённый...
Вебкамеры и панорамы Карты и схемы Библиотека Магазин Ссылки Статьи Гостевая книга
Группа ВКонтакте:

Интересные факты о Крыме:

Исследователи считают, что Одиссей во время своего путешествия столкнулся с великанами-людоедами, в Балаклавской бухте. Древние греки называли ее гаванью предзнаменований — «сюмболон лимпе».

На правах рекламы:

Узнайте важные новости Хуста на сайте khustinfo.

Главная страница » Библиотека » Ю.М. Могаричев. «Пещерные церкви Таврики»

Челтер-Мармара

Пещерный монастырь Челтер-Мармара расположен в 1,5 км к северо-западу от с. Терновка (бывшее Шули) в обрыве скалы Челтер-Кая. Последняя нависает над Кара-Кобинской и Шульской долинами (рис. 123).

В историографии сведения о Челтере встречаются редко, но, тем не менее, ему были посвящены отдельные, относительно подробные публикации.

Первые полные сведения о монастыре были опубликованы лишь А. Бертье-Делагардом (1886), который отметил здесь 50 помещений, из которых 3 являлись церквами. Главным храмом исследователь считал большую естественную пещеру длиной свыше 30 м, в восточной части которой вырублена апсида (с. 240, фиг. 48—49) (рис. 11.1). Им также была подробно изучена церковь в третьем ярусе (с. 240—241, фиг. 45—47), аналоги которой Бертье-Делагард видел в малом храме Шулдана и церкви скита у Станции Инкерман-I. Опубликовал он и сведения о церкви в четвертом ярусе, правда, без архитектурных обмеров (с. 241—242), а также о культовой пещере в пятом ярусе, которую определил как маленькую часовню или жилье схимника (с. 242).

В. Латышев рассмотрел ряд фрагментов надписей из Челтера, датируя одну из них, из церкви в 4-м ярусе, 1403 годом (1896, с. 125—127).

В 1935 г. на территории монастыря проводил археологические исследования В. Бабенчиков. Им были расчищены главная церковь и несколько помещений второго яруса (1941). Датировал В. Бабенчиков монастырь XI—XV вв. В ходе указанных работ выяснилось, что собственно церковью являлся не весь грот, а только его восточная часть.

Сведения о трех церквах Челтер-Мармары (без часовни в 5-м ярусе) привел Н. Репников в «Археологической карте» (с. 62—66).

Самое подробное описание монастыря с архитектурными обмерами было составлено Е. Веймарном и М. Чорефом (1978) (рис. 114—122). Датировали они монастырь VIII—IX вв., не приведя при этом никаких серьезных аргументов (с. 144) (наличие на стене вырезанного равноконечного креста и гробницы, вырубленной в скале, с точки зрения современных данных, никак не может являться признаком для определения узкой даты).

В 1970-х гг. на Челтере проводила архитектурные обмеры Херсонесская экспедиция ИА АН СССР, результаты работы которой были опубликованы С. Беляевым и В. Бушенковым (1986). К сожалению, авторы статьи в качестве иллюстраций использовали лишь фотографии, не приведя ни одного плана, что значительно снижает ценность публикации.

В ходе работ было выявлено 56 сохранившихся помещений и 30 сильно разрушенных (с. 184). Церкви монастыря — главная и в 3-м ярусе — были охарактеризованы кратко, храм же 4-го яруса интерпретирован авторами как хозяйственное помещение (с. 187), хотя там присутствуют все элементы культового помещения. Без всяких серьезных аргументов, только на основании иконопочитательской гипотезы, монастырь был ими датирован VIII—IX вв.

Таким образом, в Челтер-Мармаре выделяются четыре церкви.

Церковь № 1 (рис. 124—129) расположена во 2-м ярусе пещер, в восточной части большого естественного грота размерами 32×8×2,9 м (№ 27 по Е. Веймарну или № 19 по С. Беляеву). Южный край грота поддерживался шестью скальными столбами, один из которых в настоящее время разрушен, но его остатки видел еще А. Бертье-Делагард (фиг. 50) (рис. 111). В настоящее время в церкви отсутствуют южная и западная стены, которые, очевидно, были сложены из камня.

Храм — прямоугольной формы, размерами 9×5,3×2,5 м. Апсида — полукруглая, полуциркульная, размерами 2×3 м, возвышается над наосом на 0,1 м. В середине пола апсиды вырубка (0,39×0,25 м) для основания престола и, как пишет В. Бабенчиков, «с маленьким подбойным углублением для мощей в восточной части» (1941, с. 285). К стене апсиды на высоте 0,55 м примыкал скальный синтрон.

От наоса апсида отделялась алтарной преградой, которая была, вероятно, деревянной. Подрубка от основания последней просматривается в полу (рис. 127).

В северо-восточной стене вырублена маленькая шина, вероятнее всего жертвенник (Бертье-Делагард, с. 240). В восточной стене сквозная вырубка, а в ней окно. Не исключено, что оно образовалось в результате вывала скалы при высекании ниши. С внешней стороны окна к апсиде примыкают две могилы (рис. 124). В северной стене, рядом с апсидой, прирубка 2,5×1,7 м, с могилой в северо-западной части пола.

Вдоль северной стены расположена скамья, а в полу наоса вырублено 5 могил.

В западной и южной частях церкви видны постели для укладки каменных стен. В. Бабенчиковым были расчищены основания кладки, состоявшие из бутового камня 0,4×0,55 м (1941, с. 285). Потолок в помещении был плоским.

Возможно, с запада к церкви примыкал нартекс, по крайней мере, там в полу просматриваются какие-то подрубки под каменные стены.

На западе, рядом с храмом, находилось несколько хозяйственных сооружений, в том числе тарапан и два бассейна для сбора воды; здесь же в 1935 г. был обнаружен пифос, накрытый каменной крышкой (Бабенчиков 1941, с. 286).

Не исключено, что хозяйственные приспособления в гроте проявились в период позднего средневековья, когда, после прекращения жизни в монастыре, его помещения могли использоваться жителями деревни Шули.

Церковь № 2 расположена в 3-м ярусе (№ 39 по Е. Веймарну или № 42 по С. Беляеву) (рис. 130—133) с южной стороны порубленной там галереи.

Все 15 помещений 3-го яруса соединялись между собой, образуя единый комплекс (Веймарн, Чореф 1978, с. 142).

Уже во времена Бертье-Делагарда алтарная часть церкви была разрушена (1886, с. 241), сохранившаяся же имеет неправильную в плане форму, размерами 4,7×3,4 м.

От алтарной части в северо-восточной стене сохранились подрубки, судя по которым глубина алтаря была 2 м. Под потолком, над местом алтарной преграды, вырублен крест.

В северо-западной части помещения — две вырубленные в полу могилы, сориентированные по оси храма. Над ними остатки неразборчивой греческой надписи (Латышев 1896, с. 127). В северной стене имеется ниша, а в южной находится хорошо обработанный вход в галерею, над которым снаружи вырублен крест (рис. 131).

Скорее всего, как и предполагал Бертье-Делагард, данный храм являлся небольшой часовней.

Церковь № 3 (рис. 134—136) находится в 4-м ярусе. Вход в него, ранее располагавшийся над алтарем храма № 1, в настоящее время разрушен и попасть в него можно только с помощью специального оборудования. Е. Веймарн считал, что помещения 4-го яруса представляют собой обособленный культово-бытовой комплекс, состоящий из небольшой церкви и сопутствующих ей жилых и хозяйственных помещений (1978, с. 147).

Церковь (помещение № 43 по Веймарну или № 33 по Беляеву, который считал ее хозяйственным помещением) размерами 5,27×3,2×2,1 м имеет в плане прямоугольную форму. Южная стена почти полностью разрушена. Алтарная преграда была деревянной, видны следы ее крепления. Престолом является ниша, размерами 0,9×0,9×0,4 м, в восточном углу, вырубленная на высоте 0,7 м от уровня пола (рис. 135).

На стене алтаря, слева от престола, высечены две площадки для надписей, в одной вырезан крест и надпись «раб божий... 6911-й» (1403 г.) (Латышев 1896, с. 125—126) (рис. 136, 117.11). Справа от престола, в квадратной впадине, также виден крест и остатки неразборчивой надписи (там же, с. 125). По мнению Н. Репникова, жертвенник находился на месте рухнувшего участка южной стены (АКК, с. 65). Вдоль северной части восточной стены вырублена скальная скамья. Потолок в помещении плоский.

Церковь № 4 (№ 49 по Веймарну) расположена в 5 ярусе, у входа в карстовую пещеру (рис. 137; 138; 118). В плане она неправильной формы размерами 2,85×2,15×1,8 м. Престол (0,46×0,44×0,5 м) высечен в скале и примыкает к восточной стене (рис. 138). Слева он него вырублена ниша. В южной стене произошел вывал в обрыв. Вход в помещение был с запада. На стенах много граффити (Веймарн, Чореф 1978, рис. 7) (рис. 118) и следы неразборчивой надписи (Латышев 1896, с. 126; 1897, с. 152—153).

Рядом с церковью, к северу от входа в нее, в боку карстовой пещеры вырублен алтарь 1,2×0,75×0,35 м, аналогичный алтарю в карстовой пещере Мангупа (Герцен, Могаричев 1996, с. 20—21).

Нет сомнений, что А. Бертье-Делагард и Е. Веймарн были правы, интерпретировав церковь № 4 как небольшую часовню у входа в карстовую пещеру. Учитывая большое число крестов и граффити на стенах часовни и нахождение рядом алтаря, можно предположить, что это место было особо почитаемо.

Е. Веймарн и М. Чореф связывали создание здесь часовни с культом воды (с. 151). На наш взгляд, этот комплекс может иметь и другое объяснение. Не исключено, что один из первых особо почитаемых отшельников мог поселиться в карстовой пещере, а уже в память о нем во время сооружения монастыря могли высечь часовню.

К Челтеру, вероятно, относился и небольшой комплекс, выявленный разведками 1935 г. Он расположен над Шульской долиной, в 1 км от монастыря. Здесь в скале вырублен дверной проем и лестница из 14 ступеней, ведущая на площадку перед естественным гротом 20×5 м. «В его восточном конце в стене — подобие апсиды и жертвенника. Вдоль задней стены ряд гнезд для деревянных стропил» (АКК, с. 60—61).

Данный комплекс очень напоминал скит в Мартыновской балке и являлся скорее всего небольшим скитом или келией, подчиненной Челтеру.

Хронология. Учитывая большое число помещений и следы перестроек в них, а также разрушенность ряда пещер, можно сделать вывод, что монастырь существовал довольно длительное время. Верхней хронологической границей, вероятнее всего, является последняя четверть XV в., после которой жизнь здесь если и теплилась, то новое строительство вряд ли велось. В начале XV в. монастырь несомненно существовал (надпись в церкви № 3). Возможно, в память о неизвестном «рабе божьем», умершем в 1403 г., и был вырублен данный храм.

Вероятно, монастырь возник раньше. Датировка VIII—IX вв. на основании крестов, как отмечалось, не выдерживает критики. Такие знаки, как было показано выше, известны на протяжении всего средневековья.

С. Беляев отмечал, что весь склон под монастырем был террасирован, а «собранный материал датируется VIII—IX вв. (?)» (с. 187), то есть сам автор не уверен в датировке найденных им невыразительных фрагментов.

Архитектурные особенности церквей: № 1, обычная однонефная церковь, с плоским потолком, без всяких архитектурных излишеств. Прямых аналогий ей найти не удалось. Надо думать, что по своим параметрам она древнее ряда инкерманских.

Церкви № 2 и 3, как отмечалось, более позднего происхождения и связаны уже с расширением монастыря. Хронологические признаки для датировки церкви № 4 отсутствуют.

В. Бабенчиков относил монастырь к XI—XV вв., основываясь на обнаруженных им археологических материалах из главного храма — креста-элколпиона с удлиненной нижней частью, красноглиняного сосуда с одной ручкой, орнаментированного параллельными горизонтальными реброобразными полосками с налепом в виде цепочки (1941, табл. XIV). Н. Репников сообщает еще об одном красноглиняном сосуде, покрытом зеленой поливой (АКК, с. 63), а В. Чепелев в одном из помещений в могиле обнаружил плоские стеклянные браслеты синего цвета (Архив БГИКЗ, д. 15/28). Данный комплекс материала может вряд ли датироваться ранее XII—XIII вв., что, вероятно, и указывает на время основания монастыря. Надо думать, что первоначально, в XIII в. (может быть, в XII в.), могла возникнуть церковь № 1, врубленная в естественный скальный грот, и, возможно, часовня № 4, если верно наше предположение по ее интерпретации. В период Феодоро (конец XIV—XV вв.) монастырь расширяется, появляются пещеры 3—4-х ярусов, в том числе церкви № 2—3.

Таким образом, монастырь, скорее всего, функционировал с XII—XIII до конца XV в. Однако это не исключает, что отдельные отшельники могли поселиться здесь и ранее, облюбовав карстовую пещеру.

 
 
Яндекс.Метрика © 2019 «Крымовед — путеводитель по Крыму». Главная О проекте Карта сайта Обратная связь